История BMW

1916 Основание авиамоторного завода Rapp Motor в Мюнхене.
1917 Компания Rapp Motor переименована в BMW (Bayerische Motoren Werke).

1919 Франц Димер установил первый мировой рекорд BMW, поднявшись на высоту 9760 метров на аэроплане с двигателем BMW.




1922 BMW строит штаб-квартиру в Мюнхене, находящуюся на том же месте по сей день.

1923 Первый мотоцикл марки BMW - BMW R32 покинул завод в Мюнхене. Уникальная компоновка двигателя 'Boxer', разработанная инженерами BMW, произвела сенсацию на парижском автосалоне. Это был первый мотоциклетный двигатель с оппозитным расположением цилиндров, продольным коленвалом с непосредственным присоединением коробки передач и карданным приводом ведущего колеса. Мотоцикл обладал великолепной управляемостью и развивал скорость более 90 км/ч при объеме 494 см3 и мощности 8.5 л.с.




1924 Первый межконтенинтальный перелет в Персию выполнен на самолете с двигателем BMW.

1925 Новая модель мотоцикла BMW R37 обладала более мощным двигателем (500 см3, 16 л.с.) и была предназначена для участия в спортивных соревнованиях.




1926 Гидроплан Rohrbach Ro VII ставит 5 мировых рекордов с авиамотором BMW VI.

1927 В 1927 году было установлено 87 мировых рекордов в авиации. 29 из них принадлежат самолетам с двигателями BMW.

1928 BMW купила автомобильный завод в городе Эйзенах (Тюрингия) и с ним - лицензию фирмы British Austin на выпуск небольшого автомобиля под названием Dixi - копию автомобиля British Austin Seven.

Фирма подписала лицензионное соглашение о выпуске радиальных двигателей с американской авиамоторной компанией Pratt & Whitney.

1929 Dixi 3/15 (748.5 см3, 15 л.с./3000 об/мин, 75 км/ч) - первый автомобиль, разработанный BMW. По сравнению с оригинальным Dixi, версия 3/15 имела больший кузов, улучшенный двигатель, тормозную систему на 4 колеса. Разработана машина была в Мюнхене, как и остальные продукты BMW, но производство всех автомобилей BMW располагалось в Эйзенахе вплоть до 40-х годов. Всего с 1929 по 1932 год было выпущено 16 тысяч Dixi 3/15.
Победа Dixi в Альпийском ралли - первый успех BMW в автоспорте.



Эрнст Хенне ставит мировой рекорд скорости - 216 км/ч - на мотоцикле BMW.

1930 На заводе в Мюнхене выпущены первые радиальные двигатели BMW: BMW Hornet и BMW Xa.

Вольфганг фон Гронау пересек за 44 часа Атлантический океан с востока на запад в открытом гидроплане Дорнье с радиальными двигателями BMW.




1932 Автомобиль модели 3/20 стал первым, полностью разработанным на BMW в Мюнхене. По сравнению с Dixi у 3/20 сильно увеличился размер салона, мощность возросла до 20 л.с. при том же объеме. Замечательно наличие на этом автомобиле независимой подвески задних колес.

1933 Модель 303 начала традицию 6-цилиндровых автомобилей BMW.



Начат выпуск спортивных автомобилей 315/1 и 319/1 с 6-цилиндровым двигателем объемом 1.5 и 1.9 литра мощностью 40 и 55 л.с.

1934 Производство авиадвигателей становится независимым отделением BMW Flugmotorenbau GmbH. BMW-132 стал первым разработанным полностью на BMW радиальным авиамотором по технологии Pratt & Whitney.



Три BMW 315/1 побеждают в двухтысячекилометровом ралли по Германии

1935 BMW R12 произвел сенсацию, став первым в мире мотоциклом с телескопической передней вилкой и гидравлическими амортизаторами. Этот принцип используется во всех современных мотоциклах. R12 обладал двигателем 745 см3 мощностью 18, а позже - 20 л.с.




1936 Начат выпуск наиболее успешного довоенного европейского спортивного автомобиля в 2-литровом классе - BMW 328. Его 2-литровый двигатель с тремя карбюраторами мощностью 96 л.с. позволял развивать скорость более 160 км/ч. Всего с 1936 по 1940 год было выпущено 462 штуки, 160 из которых сохранились до наших дней.



Мотоцикл R5 (500 см3, 24 л.с.) стал одним из лучших спортивных мотоциклов довоенного периода

1937 Эрнст Хенне устанавливает новый абсолютный рекорд скорости для мотоциклов (279.5 км.ч), остававшийся непревзойденым 14 лет.



Новая авиамоторная фабрика вступила в строй в Дюррерхофе неподалеку от Эйзенаха. Начато строительство еще одной фабрики в Аллахе под Мюнхеном

1938 Родстеры BMW 328 победили в своем классе в тысячемильной итальянской шоссейной гонке Mille Miglia.



Георг Майер становится чемпионом Европы на мотоцикле BMW.

1939 BMW приобрела фирму Brandenburgische Motorenwerke (Бранденбургский моторный завод) в Берлине-Шпандау вместе с ее фабриками В Басдорфе и Цюхльсдорфе под Берлином.

BMW 328 побеждает в 24-часовой гонке в Ле-Мане.

Георг Майер выигрывает легендарную мотогонку "Senior Tourist Trophy" на острове Мэн.

1940 Начат серийный выпуск авиадвигателей BMW-801. С 1940 по 1945 год было выпущено около 30 тысяч штук.

Команда BMW снова победила в итальянской Mille Miglia с большим отрывом на BMW 328 "aerodynamic coupe", финишировав 1, 3, 5 и 6. Машины для этой гонки имели двигатель мощностью 135 л.с. (всего 5 кг. на л.с.) и развивали скорость 200 км/ч.




1941 После начала II мировой войны производство мотоциклов BMW в основном перенесено в Эйзенах. Производство автомобилей было приостановлено. Всего за период с 1929 года до начала войны BMW выпустила 81228 машин.

1943 На BMW разработан реактивный авиадвигатель (модель 109-003). Он был запущен в производство в следующем году и стал одним из первых в мире. Первый реактивный самолет с двигателем BMW - Arado 234.




1945 После войны инфраструктура BMW оказалась полностью разрушенной. Заводы в Эйзенахе, Дюррерхофе, Басдорфе и Цюхльсдорфе были потеряны. Фабрика в Мюнхене лежала в руинах. Победители запретили BMW заниматься производством 3 года в связи с участием фирмы в конструировании самолетных двигателей и ракет.

1948 Одноцилиндровый мотоцикл BMW R24 (247 см3, 12 л.с.) стал первым послевоенным продуктом фирмы. Производство начато на заново отстраивающейся фабрике в Мюнхене. Поскольку все чертежи были утеряны после войны, конструкцию и размеры брались с довоенного образца R12. Одноцилиндровый маломощный двигатель - результат все еще действующих на фирму послевоенных международных ограничениий.




1949 Мотоцикл R25/3 (cлегка модернизированный R24) в период послевоенного экономического подъема стал самым продаваемым за всю историю фирмы. За несколько лет продано почти 50 тысяч штук.

1950 Возобновлено производство двухцилиндровых мотоциклов с двигателем Boxer. BMW представила модель R51/2.




1952 Выпущен первый послевоенный автомобиль. Им стал большой и дорогой седан BMW 501 (V-образный 8-цилиндровый двигатель, 95 л.с./4800 об/мин). Два года спустя появилась модификация этого автомобиля BMW 502 (V8 2580 см3, 100 л.с.) с максимальной скоростью 160 км/ч.



Несмотря на очевидные достоинства этих машин, они оказались серьезным просчетом. Излишняя дороговизна не подошла Европе 50-х годов. Всего было выпущено 6000 штук. В конечном счете рынок дорогих лимузинов был потерян для BMW.

С моделью R68 BMW возвращает себе имя производителя лучших мотоциклов. В стандартном нефорсированном варианте мотоцикл развивал скорость 160 км/ч.




1954 Начат выпуск легендарного спортивного мотоцикла RS с максимальной скоростью 200 км/ч. С ним в том же году BMW завоевала титул чемпиона мира в гонках на мотоциклах с коляской. Этот титул бессменно удерживался BMW в течение последующих 20 лет.




1955 Вновь заработал завод BMW по производству авиадвигателей в Аллахе - BMW Triebwerk GmbH.

Модели R50 (494 см3, 35 л.с.) и R60 - новое поколение мотоциклов BMW с рычажной подвеской обоих колес.



Фирма приступила к выпуску сверхмалого автомобиля BMW Isetta 'мотокупе'. Эта машина - компромисс между автомобилем и мотоциклом с оригинальной конструкцией кузова (передняя дверь). Она обладала 1-цилиндровым 4-тактным двигателем (от мотоцикла R25) с воздушным охлаждением (245 см3, 12 л.с.) и максимальной скоростью 85 км/ч. Машина весила всего 360 кг, была довольно дешевой и пользовалась большой популярностью и любовью в качестве городского автомобиля. Чуть позже появилась модификация с объемом 300 см3. Всего с 1955 по 1962 год было выпущено более 160 тысяч штук.




1956 Спортивные двухместные автомобили BMW 503 и 507 стали сейчас редким предметом коллекционирования. Машины выполнены на раме с алюминиевым кузовом. V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 3168 см3, 150 л.с. при 5000 об/мин. Максимальная скорость - 200 и 220 км/ч в зависимости от коробки передач. Разгон с 0 до 100 км/ч - 11.5 секунд. Всего 412 и 253 экземпляров соответственно выпущено с 1956 по 1959 год.



BMW 507 выигрывает немецкую горную гонку в Альпах, несмотря на сильную конкуренцию Ferrari. В следующем году успех в этой гонке повторен.

1959 Вследствие потери рынка дорогих лимузинов после неудачи BMW 501, фирма выставлена на продажу. Но прекращение существования BMW было предотвращено стараниями мелких держателей акций, персонала фирмы и дилеров. BMW сменила руководство и выстояла.

Модель BMW 700 - быстрый сверхмалый автомобиль. Это купе с 2-цилиндровым двигателем всего 700 см3 и мощностью 30 л.с. (40 л.с. в спортивной версии) развивало скорость 135 км/ч.

1962 Появление 4-дверного седана 1500 (4-цилиндра, 1499 см3, 80 л.с. при 5700 об/мин, 148 км/ч) ознаменовало создание новой философии дизайна автомобилей BMW. Эта машина стала предшественником "нового класса" небольших полуспортивных автомобилей.




1964 Новые спорткупе 1800TI мощностью 110 л.с. на базе стандартной модели 1500 выигрывают 27 гонок из 28, в которых они принимали участие. Тюнинговый вариант этой модели со 130 л.с. и временем разгона 0-100 за 9.2 секунды стал одной из лучших шоссейных гоночных машин того времени при весьма незначительных внешних отличиях от серийной модели.

1965 Фирма BMW Triebwerkbau GmbH продана. С этого момента BMW прекращает выпуск авиадвигателей. Возрождение этой области деятельности фирмы состоится только через 25 лет.

1966 Запущена в производство новая серия двухдверных купе - предшественник 3-ей серии.



BMW 2000TI впервые ставит время кольца Нюрнбургринг меньше 10 минут. Интересно, что в том же году в гонках Formula 1 на этой трассе болиды не смогли опустить время ниже 7 минут.

1967 BMW приобрела фирму Hans Glas GmbH в Дингольфинге для постройки здесь своего второго сборочного завода.

1969 После долгого спада, спрос на рынке мотоциклов начал оживать. BMW перенесла мотоциклетное производство на свой третий (бывший авиамоторный) завод в Берлине. Здесь начинается производство совершенно новой серии /5-я.




1970 Фирма продолжает активный рост. Вторая автомобильная фабрика в Дингольфинге вступает в строй. Начинает работу центр поставки деталей. Четвертый сборочный завод построен в Ландшуте. Заложен первый камень в фундамент будущей футуристической штаб-квартиры компании в Мюнхене. Под Мюнхеном открыт первый испытательный полигон.

1972 Запущена в производство 5-я серия автомобилей среднего класса. Первый кузов серии - E12.



BMW строит прототипы спортивных автомобилей с турбонаддувом и электромобилей.

Основано отделение BMW Motorsport GmbH.

Построен новый сборочный завод в ЮАР.




1973 Штаб-квартира BMW переезжает в новый комплекс в Мюнхене. Официально открыта фабрика в Дингольфинге.

BMW 2002 Turbo, поставленная в серию в Мюнхене, стала первым в мире серийным автомобилем с турбонаддувом.




Начат выпуск мотоцикла R90S (898 см3, 67л.с.)

BMW - чемпион европейской Formula-2, европейского чемпионата Touring Car, чемпионата мира мотоциклов с коляской (последнего - в 20-й раз).

Отделение BMW по производству мотоциклов празднует свое 50-летие. За 50 лет выпущено 500 тысяч мотоциклов.

Первый европейский филиал открыт во Франции. Создано североамериканское отделение BMW.

1974 На гоночном автомобиле BMW 3.0 CSL впервые применена ABS.




1975 Запущена в производство 3-я серия небольших купе. Первым в серии стал кузов Е21.



Александр Калдер создает первую BMW Art Car.




1976 Начато производство спорт-купе 6-й серии: кузов E24.



Мотоцикл R100/7 (980 см3, 60 л.с.) - первый BMW с объемом 1000. R100 RS (980 см3, 70 л.с.) - первый в мире с штатным полным обтекателем.




1977 Запущено производство 7-й серии (машин представительского класса). Первым в серии стал кузов E23.



Принято решение о строительстве новой фабрики мотоциклов в Берлине.

Школа водительского мастерства BMW объявляет "программу безопасного движения".

1979 Разработана первая в мире цифровая система управления двигателем (DME).

Выпущен первый автомобиль отделения BMW Motorsport GmbH: M1 (кузов Е26).



BMW приступила к выпуску бронированных автомобилей.

Победа BMW в чемпионате Германии по мотокроссу. Первый успех фирмы в осваиваемой области кроссовых мотоциклов.



Начаты исследования в области водородных двигателей.

1980 ABS запущена в серийное производство.

BMW Motorsport GmbH начала разработку двигателя для гонок Formula 1.



Новый off-road мотоцикл BMW R80 G/S - первый в мире с однорычажной задней подвеской и центральным амортизатором.

1981 BMW первой из европейских производителей автомобилей создает филиал в Японии.

Смена кузова 5-ой серии. Второй кузов серии - E28.



Француз Хубер Ариоль на мотоцикле BMW R80 G/S побеждает в ралли Париж-Дакар - сложнейшей трассе мира. Впоследствии эти соревнования BMW выигрывала еще 3 раза.




1982 Запущен пятый завод BMW в Штейре. Принято решение о создании шестого завода в Регенсбурге.

Команда March BMW в шестой раз становится чемпионом в европейской Formula 2. C 1973 года BMW Motorsport выпустила около 500 двигателей M12 объемом 2 литра для соревнований Formula 2. Последние версии развивали 315 л.с. при 9500 об/мин.

1983 Нельсон Пике завоевывает титул чемпиона Formula 1 на болиде Brabham-BMW. Двигатель M13 BMW Motrsport объемом 1.5 литра обладал 16-клапанным механизмом газораспределения, турбонаддувом и интеркулером на 2.8 бар. Мощность превышала 800 л.с. Потребовалось менее 2-х лет участия BMW в гонках Formula 1 для достижения наивысшего успеха.

Состоялось официальное открытие новой мотоциклетной фабрики в Берлине. Начато производство мотоциклов серии K с горизонтально расположенным рядным двигателем. Базовая модель - K100 (987 см3, 90 л.с.)



Запущен в серийное производство первый дизель BMW (турбо-дизель M21 для модели 524td).

Смена кузова 3-ей серии. Второй кузов серии - E30.



BMW - первая фирма, выступившая на Женевском Конгрессе с предложением о наложении запрета на использование тетраэтилсвинца в бензине на территории Европы.

1984 Появились первые европейские модели BMW с катализатором.

Создано отделение BMW Technik GmbH.

1985 Компания производит более 37 тысяч мотоциклов в год.

BMW 325iX - первый полноприводной автомобиль BMW.

1986 BMW проводит крупнейшую ретроспективную автомобильную выставку "100 лет автомобилеcтроения".

Смена кузова 7-ой серии. Второй кузов серии - E32.



Небывалый успех продаж на рынке США: 96800 машин.

Вместе с 13-ю другими европейскими производителями автомобилей BMW работает над проектом "Прометей" оптимизации движения транспорта в '90-х годах.

1987 Смена кузова 5-ой серии. Третий кузов серии - E34.



BMW представляет первый после войны немецкий 12-цилиндровый двигатель.

Разработана электронная система впрыска для дизелей.

Система бортовой диагностики доступна на всех моделях автомобилей BMW.

Разработана электронная педаль акселератора.

BMW приобретает второй испытательный полигон на юге Франции.

Роберто Равагли с автомобилем BMW M3 завоевывают чемпионский титул на единственном проводившемся чемпионате мира в классе Touring.




1988 Запущено производство первой модели BMW Technik GmbH - Z1 Roadster.



BMW впервые в мире оснащает мотоцикл ABS (модель K100). Вскоре на этой же модели, и тоже впервые, был установлен каталитический конвертор.



В Москве открылся сервис-центр BMW.

1989 Достигнута отметка в полмиллиона автомобилей в год. Компания имеет годовой оборот в 20 миллиардов марок. Куплена земля в Вакерсдорфе для строительства седьмой фабрики. Приобретена фирма Kontron GmbH.

Начато производство K1 - первого в мире мотоцикла, оснащенного DME.

В производстве больших спорт-купе на смену 6-й серии пришла 8-я. Кузов - E31.




1990 BMW возвращается к производству авиамоторов. Открыта фирма BMW Rolls Royce GmbH.

Состоялось официальное открытие Исследовательского Центра в Мюнхене. Начато строителство восьмой фабрики BMW в Эйзенахе.

Третий год подряд читатели самого большого европейского автожурнала "AMS" называют BMW 3-ей, 5-ой и 7-ой серий лучшими автомобилями в мире в своих классах.

1991 BMW празднует 75-ю годовщину фирмы.

BMW получает золотую медаль за работу по безопасности движения в школе водительского мастерства BMW.

15-е иностранное представительство BMW открыто в Швеции.

Смена кузова 3-ей серии. Третий кузов серии - E36.



ABS становится стандартом на всех автомобилях BMW.

Начато производство 3-цилиндрового мотоцикла K75.

1992 За год выпущено 598 тысяч автомобилей и 35 тысяч мотоциклов.

BMW M3 занимает ведущие места в немецких и международных гонках, прочно завоевав имидж одной из самых удачных машин для шоссейных гонок.

Группа производств компании увеличилась еще на 2 завода. В Эйзенахе отделение BMW Fahrzeugtechnik GmbH приступило к производству инструмента и оборудования. В Спартанбурге (Южная Каролина, США) начаты работы по строительству североамериканской автомобильной фабрики.

1993 BMW Rolls-Royce GmbH получила первый крупный заказ на авиадвигатели. Вступили в строй ее исследовательский центр и фабрика в Дахлевице под Берлином.

С конвейера мюнхенского завода сошел пятимиллионный автомобиль. Завод в Дингольфинге выпустил миллионный автомобиль в кузове E34.

Выпущен новый двигатель Boxer с 4-мя клапанами на цилиндр для серии R. Новый мощный Boxer - BMW R1100 RS.

Начато производство новой серии мотоциклов BMW с рядным двигателем: F650.




1994 Rover Group влилась в корпорацию BMW.

Запущен североамериканский завод BMW в Спартанбурге.

Открыт 16-й филиал BMW de Mexico S.A., создано торговое представительство в Пекине.

Смена кузова 7-й серии. Третий кузов серии - E38.



Знаменитая марка Rolls-Royce заключила долгосрочный контракт с BMW о поставке 8- и 12-цилиндровых двигателей для автомобилей Rolls-Royce и техническом сотрудничестве.

1995 Открыты филиалы BMW в Бразилии, Норвегии, Финляндии и Южной Корее. Начали работу сборочные предприятия BMW во Вьетнаме и на Филиппинах. Заработала фабрика BMW в Мексике. Калифорнийская компания Designworks стала отделением фирмы BMW.

Смена кузова 5-ой серии. Четвертый кузов серии - E39.



Новый Z3 Roadster - первая модель автомобиля BMW, не выпускаемая в Германии. Производство полностью сосредоточено на новом заводе в США.



50000 мотоциклов BMW продано за год - новый рекорд фирмы.

Rover запустил в производство новые модели в 200 и 400 сериях.

1996 Продолжается стремительное расширение международной сети компании. BMW анонсирует строительство нового моторостроительного завода в ЮАР совместно с компанией Chrysler. Новый завод будет производить 400 тысяч небольших 4-цилиндровых двигателей в год; половина этого количества будет использоваться на автомобилях Rover. Еще один моторостроительный завод будет построен в Хамс Холле под Бирмингемом, Англия. К 1999 году фирма планирует увеличить производство на фабрике в ЮАР c 18 до 45 тысяч автомобилей в год (на 250%). Совместно с индийской группой Hero компания получила разрешение от индийского правительства на строительство сборочного предприятия. Приступило к работе совместное предприятие BMW и группы Yontrakit в Таиланде. В Южной Корее BMW занялось выпуском внедорожников: запущено в производство несколько моделей Land Rover. Анонсировано строительство сборочного предприятия в Египте.